История йоги:.
История йоги уходит корнями в глубокую древность. По мнению некоторых историков, йога практиковалась в доисторические времена с 6 века до н.э. по 3 век до н.э. Традиционно считается, что йога зародилась в Древней Индии, однако существует и другое мнение, что она была принесена в Индию вместе с другими знаниями арийцами с севера.


Первые свидетельства существования йоги были обнаружены во время раскопок в Мохенджодаро и Хараппе в долине Инда, датируемых 3300-1700 годами до нашей эры. Там были найдены печати (таблички) и фигурки, изображающие людей в позах йоги.

Что касается священного писания, то слово «йога» впервые появляется в Ригведе, первой части Вед, самых древних писаний в мире. Датой составления считается примерно 1700-1100 гг. до н.э. Веды в основном содержат гимны, восхваляющие различные аспекты Бога. Линии о здоровом питании и практике хатха-йоги не найдены. Скорее, они относятся к этическим и экологическим аспектам человеческого общества. В таких сутрах, как Брахманы и Упанишады (ведические комментарии), йога начала приобретать более целостную структуру. Брамины говорят о технике медитации, заключенной в повторении мантр, и разъясняют значение звука АУМ. В «Тайттирия Упанишад» и «Катха Упанишад» термин «йога» имеет более техническое значение. В целом, в различных Упанишадах говорится о пране, кундалини, энергетических центрах и каналах в человеческом теле. В них также описаны некоторые из предписаний Раджа-йоги, которые Патанджали позже систематизировал.
Первым всеобъемлющим трудом, полностью посвященным йоге, была «Йога-сутра», написанная мудрецом Патанджали примерно во втором веке до нашей эры. Это самое авторитетное систематическое руководство по классической йоге из когда-либо написанных. В ней Патанджали не изобрел ничего нового, а развил накопленные за тысячи лет знания и создал последовательное и краткое учение под названием «Раджа-йога». Практика делится на восемь частей, поэтому ее также называют 8-ступенчатой йогой (Аштанга-йога). Согласно этому учению, практикующий должен сначала научиться соблюдать морально-этические принципы йоги (первые две ступени — яма и нияма), затем работать над своим телом (третья ступень — асана) и после этого практиковать дыхательные упражнения (четвертая ступень — пранаяма). Следующие четыре стадии (пратьяхара, дхарана, дьяна и самадхи) предполагают тонкую работу с умом и сознанием с целью достижения сверхсознания. Бхагавад Гита — еще один важный труд по йоге. Она является логически завершенной частью более крупного произведения — «Махабхараты», памятника древнеиндийской религиозной и философской мысли. Предположения о том, когда она была написана, очень расплывчаты. По некоторым данным, произведение было написано в 9 веке до н.э. и появилось в текстовой форме в 3 или 4 веке до н.э. По мнению других, «Бхагавад-гита» была написана после «Йога-сутр» Патанджали (II век до н.э.). Это произведение является одним из наиболее почитаемых священных текстов и стоит в одном ряду с такими священными писаниями, как Библия и Коран. В «Бхагавад-гите» рассказывается о диалоге между Кишной (воплощением Бога) и воином Арджуной перед великой битвой на Курукшетре. В диалоге Кришна кратко описывает различные виды йоги. Выделяют три основных типа: бхакти-йога, карма-йога и джняна-йога. Следующим крупным витком в развитии йоги стала работа «Хатха Йога Прадипика» («Разъяснение Хатха Йоги»), написанная примерно в 15 веке. -Свами Сватмалама. Он подробно описывает техники асан, пранаямы, шаткармы, мудры, бандхи и т.д., делая акцент на работе с телом, а не с умом. В начале этой статьи подчеркивается, что Хатха-йога является подготовительным этапом к Раджа-йоге, как она определена в «Йога-сутрах». Два века спустя появилась «Гхеранда Самхита», затем «Шивасамхита». Вместе эти три работы составляют основной тезис классической хатха-йоги. Европа узнала о йоге только в 19 веке. Шопенгауэр начал изучать философию йоги. Вскоре после этого интерес к йоге начал неуклонно расти, взорвавшись в середине XX века и не прекращаясь до сегодняшнего дня. В современном западном мире многие люди считают йогу лишь небольшой частью, то есть хатха-йогой (физической йогой). Поэтому йога воспринимается только как вид физической активности, схожий с гимнастикой или физкультурой. С другой стороны, система йоги изначально была разработана для более высоких целей, таких как управление разумом и расширение сознания. Для получения дополнительной информации см. раздел «Цель йоги».

